Полезные ссылки версия для слабовидящих

Администрация Елецкого муниципального района Липецкой области

Официальный портал

Охрана

Специалист по охране труда, осуществляющий отдельные государственные полномочия в сфере охраны труда:
Главный специалист-эксперт комитета экономики: Комардина Елена Вячеславовна         
Телефон: (47467) 2-22-04, факс 2-22-04 
Адрес электронной почты: KomardinaEV@admlr.lipetsk.ru
В соответствии с требованиями закона Липецкой области от 08.11.2012 № 88-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений», администрация Елецкого муниципального района обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах переданных полномочий на территории муниципального образования.

Государственные полномочия, которыми наделяется администрация Елецкого района:
  1. Координация проведения на территории соответствующего муниципального образования в установленном порядке обучения по охране труда;
  2. Организация и проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования;
  3. Осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений, регулирующих вопросы в сфере социально-трудовых отношений;
  4. Участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

Полное наименование организации

Место нахождения организации

ИНН

Телефон

Общество с ограниченной ответственностью «АРМ-центр»

г. Липецк,ул. Гагарина, 108

4824039162

8 (4742) 36-59-34,

8 (4742) 36-03-68 

Общество с ограниченной ответственностью «ПрофиТайм Групп»

г. Липецк, ул. 9-го Мая, д. 14А, помещ. 11

4823053196

8 (4742) 44-33-44,

8 (4742) 44-38-38

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области»

г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60 А

4826045274

8 (4742) 308-651,

8 (4742) 276-375



















 
НОВОСТИ

17.05.2023 Заседание межведомственной комиссии по охране

В администрации Елецкого района 17.05.2023 состоялось очередное заседание межведомственной комиссии по охране труда, на котором присутствовали руководители и специалисты по охране труда организаций и предприятий, представители районной больницы и Роспотребнадзора. 

Читать еще

16.05.2023 Положение о системе управления охраной труда (СУОТ)

Напоминаем про изменения, которые произошли 1 марта 2022 года. Вступила в силу новая статья 217 ТК РФ «О системе управления охраной труда». Это отдельная статья кодекса, которая обязывает работодателя обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда и конкретизирует, что такое СУОТ и каким образом должны быть реализованы основные процессы в рамках охраны труда.
Также вступил в силу подзаконный акт, приказ Минтруда от 29 октября 2021 года № 776 н «Об утверждении примерного положения о СУОТ». Формулировка «примерное положение» не значит, что нормативно-правовой акт носит рекомендательный характер. Нет, приказ Минтруда № 776 н утвержден в Минюсте, поэтому является обязательным для выполнения работодателем.

Читать еще

02.05.2023 Поздравляем!

Сегодня состоялось награждение победителей конкурса по охране труда среди организаций и учреждений всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Елецкого района

Читать еще

26.04.2023 Определены победители районного конкурса по охране труда

В преддверии Всемирного дня охраны труда администрацией Елецкого муниципального района был проведен конкурс по охране труда в учреждениях и предприятиях Елецкого муниципального района.

Читать еще

19.04.2023 Декада охраны труда в Липецкой области

Уважаемые работодатели! С 19 по 28 апреля текущего года стартует декада охраны труда в Липецкой области, направленная на привлечение внимания общественности к вопросам охраны труда, сохранения жизни и здоровья работников на производстве.

Читать еще

13.04.2023 Форум, посвященный Всемирному дню охраны труда

11 апреля 2023 года в Правительстве Липецкой области состоялся Форум, посвященный Всемирному дню охраны труда «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда». В работе Форума от Елецкого муниципального района приняли участие специалист по переданным полномочиям в области охраны труда Комардина Е.В., руководители служб и специалисты по охране труда Филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Елецкое ЛПУМГ, ООО «Шанс Энтерпрайз», АО «АСК», ООО «ТК Елецкие овощи», ООО «Светлый путь», ООО «Елецкий Агрокомплекс», ООО «Елецкий». 


Читать еще

28.03.2023 Областной детский конкурс «Охрана труда глазами детей»

Ежегодно среди учащихся 1 – 11-х классов общеобразовательных учреждений управлением социальной политики Липецкой области проводится областной детский конкурс «Охрана труда глазами детей». Для участия в конкурсе учащиеся до 29 апреля представляют в общеобразовательные учреждения по месту учебы рисунки (плакаты), изображающие труд людей различных профессий с применением спецодежды и других средств индивидуальной защиты, в том числе содержащие призывы работать безопасно, а также изображающие возможные угрозы жизни и здоровью работников вследствие несоблюдения требований охраны труда.

Читать еще

27.03.2023 Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности»

Администрация Елецкого района информирует о старте всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Проводит его Правительство Российской Федерации. Для участников конкурса предлагается 17 номинаций, которые дают возможность продемонстрировать активную внутрикорпоративную политику, достижения по работе с персоналом, мероприятия по улучшению условий и охраны труда, формированию здорового образа жизни и др.

Читать еще

21.02.2023 Заседание межведомственной комиссии по охране труда

В администрации Елецкого района 21.02.2023 в рамках декады охраны труда состоялось расширенное заседание межведомственной комиссии по охране труда, на котором присутствовали руководители и специалисты по охране труда организаций и предприятий, главы сельских поселений, представители районной больницы, Гостехнадзора и Роспотребнадзора.

Читать еще

21.02.2023 Липецкие работодатели могут получить бесплатные юридические консультации в центрах «Мои Документы»

В рамках регионального проекта «Бесплатная юридическая помощь для бизнеса» для липецких работодателей организовано проведение консультаций по вопросам охраны труда и социально-трудовых отношений на базе центров «Мои Документы».

Читать еще

16.02.2023 Декада охраны труда в Липецкой области

Уважаемые работодатели! С 20 февраля по 1 марта текущего года планируется проведение декады охраны труда в Липецкой области, направленной на привлечение внимания общественности к вопросам охраны труда, сохранения жизни и здоровья работников на производстве.

Читать еще

31.01.2023 Минтруд подготовил для работодателей личный кабинет по охране труда

С 1 марта 2023 года для проведения обучения по охране труда внутри предприятия или организации понадобится обязательная регистрация работодателя в специальном реестре с последующей передачей информации обо всех обученных сотрудниках. Для этого работодателю нужно пройти регистрацию в личном кабинете.

Читать еще

30.01.2023 Специальная оценка условий труда на микропредприятии

Минтруд России утвердил особый порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) для микропредприятий (включая работодателей – ИП) без необходимости проведения измерений, исследований, испытаний и других дорогостоящих процедур.

Читать еще

28.12.2022 Новые нормативные правовые акты по охране труда, вступающие в силу в 2023 году

1. 01.01.2023 возобновит действие Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 772н⠀ «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»
2. Приказ Минэнерго от 12.08.2022 № 811 (вступает в силу 07.01.2023) «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии»

Читать еще

21.12.2022 Межведомственная комиссия по охране труда

21 декабря 2022 г. состоялось заседание межведомственной комиссии по охране труда под председательством первого заместителя главы администрации муниципального района Дёмина А.А. Были приглашены руководители и специалисты по охране труда учреждений и предприятий района.

Читать еще

18.11.2022 Новое в расследовании несчастных случаев на производстве

С 1 сентября 2022 года вступил в силу приказ Минтруда от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».

Читать еще

31.10.2022 Всероссийские конкурсы и рейтинги в сфере охраны труда

Администрация Елецкого района в целях популяризации и распространения лучших практик в сфере охраны труда предлагает предприятиям принять участие в конкурсах и рейтингах. Для доступа к участию во Всероссийских рейтингах и Всероссийских конкурсах необходимо зарегистрироваться до 20 ноября 2022 года по ссылке https://konkurs-mintrud.ru/



Читать еще

26.10.2022 26-я Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда» (БИОТ – 2022)

С 6 по 9 декабря 2022 года в г. Москве (ЦВК «Экспоцентр») состоится 26-я Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда» (БИОТ-2022)

Читать еще

24.10.2022 Производственный травматизм

За 9 месяцев 2022 года на территории Липецкой области зарегистрировано (поставлено на учет) 27 несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве, из них - 7 со смертельным исходом, 1 групповой несчастный случай и 19 - тяжелые несчастные случаи. Погибло с учетом группового несчастного случая 9 человек.

Читать еще

28.09.2022 Межведомственная комиссия по охране труда

27 сентября 2022 г. состоялось заседание межведомственной комиссии по охране труда под председательством первого заместителя главы администрации муниципального района Дёмина А.А. Были приглашены руководители и специалисты по охране труда учреждений и предприятий района, представители ГУЗ «Елецкая районная больница», ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах

Читать еще

1 2 3 4 5 ... 7

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос: Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

***

Вопрос: В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников? Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников? Кто вносит в стр. 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 незаполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

***

Вопрос: Как организовать и провести специальную оценку условий труда?

Ответ: Чтобы организовать и провести спецоценку:

Ø утвердите состав комиссии по проведению СОУТ и график ее проведения;

Ø составьте список рабочих мест для оценки;

Ø выберите аккредитованную организацию и заключите с ней договор;

Ø подпишите отчет по результатам спецоценки;

Ø разместите результаты спецоценки на своем сайте;

Ø сообщите в ФСС о результатах;

Ø ознакомьте работников с результатами;

Ø подайте декларацию в инспекцию труда.

 Кому и когда провести СОУТ 

СОУТ проводят:

Ø организации, которые в прошлые годы не проводили спецоценку условий труда либо проводили, но срок действия результатов уже закончился;

Ø организации, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников) или изменился технологический процесс.

Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет. Срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Спецоценку не проводят в отношении условий труда:

Ø надомников;

Ø дистанционных работников;

Ø работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями – религиозными организациями.

Это указано в части 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Внимание: в настоящее время не проводят специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (письмо Минтруда от 24.12.2014 № 15-1/В-1978). Спецоценку в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно регулируют федеральные и региональные законы, другие нормативно-правовые акты (п. 4 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). До настоящего времени порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих не урегулирован. Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Такого же мнения придерживается Минтруд (письмо от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593).

***

Вопрос: Можно ли вместо периодических медосмотров провести диспансеризацию? В чем отличие? И зачтет ли ее результаты Роспотребнадзор?

Ответ: Нет, нельзя. Обязательная диспансеризация работников не может заменить периодический медицинский осмотр.

Обоснование:

Необходимость проведения периодических медосмотров определена:

· Перечнем вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (приложения 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н);

· Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда (приложение 3 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).

Статьей 4 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено проведение в том числе:

· предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;

· периодического медицинского осмотра;

· диспансеризации — комплекса мероприятий, в том числе медицинского осмотра врачами нескольких специальностей и применения необходимых методов обследования определенных групп населения.

Обязательные медицинские осмотры и диспансеризация регулируются разными нормативными правовыми актами, преследуют разные цели проведения и не могут быть взаимозаменяемы.

© Материал из Справочной системы «Охрана труда».

***


Вопрос: Нужно ли создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда в случае, если организация ничего не производит, а, к примеру, оказывает услуги, торгует и т.д. и т.п.?

Ответ: Непосредственно обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК). Он должен, в частности, обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; проводить инструктаж по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда и т.д.
Плюс ко всему в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в силу положений ст. 217 ТК у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Если же численность работников не превышает 50 человек, организовывается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности.
К сведению! Приказом Минтруда от 4 августа 2014 г. N 524н утвержден Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».
В ч. 3 ст. 217 ТК также сказано, что при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:
- работодатель-ИП (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации. Таковые утверждены Постановлением Минтруда от 8 февраля 2000 г. N 14.
Однако вопрос в другом. В ст. 217 ТК говорится о том, служба охраны труда должна быть создана у каждого работодателя, у которого насчитывается более 50 работников, в том случае, если он ведет производственную деятельность.
Выходит, что если компания оказывает, например, услуги, то есть ничего не производит, то вне зависимости от численности персонала ей не нужно ни службу охраны труда организовывать, ни в «штатку» вводить специальную должность... Однако, как указал Минтруд в Письме от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136, такое толкование является ошибочным. Дело в том, что согласно ст. 209 ТК под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть требование ст. 217 ТК о создании службы охраны труда или введении в штат должности специалиста по охране труда распространяется в том числе и на компании с численностью сотрудников более 50 человек, которые оказывают услуги.
***

Вопрос: Работодатель арендует здание и движимое имущество. Кто и в каком порядке должен проводить специальную оценку рабочих мест - собственник имущества или работодатель, организовавший рабочие места? Если работник осуществляет трудовую деятельность на основном рабочем месте и на этом же месте осуществляет работу по совместительству у другого работодателя, то кто проводит специальную оценку условий труда - только основной работодатель или оба работодателя?

Ответ: Провести специальную оценку условий труда рабочих мест должен именно работодатель, который их создал, а не собственник имущества. Каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах, в том числе и местах, где работают работники-совместители.

Обоснование вывода:

Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ). В силу ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах возлагается на работодателя.

Работодателем согласно части четвертой ст. 20 ТК РФ признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Понятие рабочего места содержится в части шестой ст. 209 ТК РФ - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законодательство не устанавливает каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда, если рабочее место не находится в собственности работодателя (принадлежит ему на праве аренды, безвозмездного пользования, оперативного управления или на ином вещном праве). Поэтому именно работодатель, а не собственник имущества должен провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, которые создал.

Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 60.1, 282 ТК РФ совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора с другим или с этим же работодателем в свободное от основной работы время. Поскольку, как уже было сказано выше, принадлежность рабочего места значения не имеет, то при использовании места несколькими организациями-работодателями в разное время данное место должно быть оценено каждым из работодателей как «свое» рабочее место вне зависимости от того, исполнил ли другой работодатель данную обязанность или нет.

Таким образом, каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах, в том числе и местах, где работают работники-совместители, независимо от того была ли уже ранее проведена спецоценка данных рабочих мест другим работодателем (в том числе собственником рабочего места и (или) организацией, которая пользуется данным рабочим местом в другое время).



Процедура проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)

1. Какие рабочие места оцениваются

Ранее надо было проводить аттестацию в отношении мест, где использовались ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. То есть данные факторы не влияют на обязанность проведения СОУТ.

В отличие от аттестации, которую можно было не проводить в отношении некоторых офисных рабочих мест, спецоценку по ним надо осуществлять в обязательном порядке. Ее проводят за свой счет все работодатели, даже те, у которых все рабочие места являются офисными. Это следует из ст. 212 ТК РФ и из ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ.

Таким образом, СОУТ обязательна для всех без исключения организаций.

В то же время не надо проводить оценку условий труда надомников и дистанционных работников. Об этом прямо сказано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

2. Сроки проведения СОУТ

Законом № 426-ФЗ предусмотрены условия для общих случаев проведения СОУТ (ст. 9), а также для случаев внепланового осуществления (ст. 17).

Плановое проведение спецоценки

Спецоценку необходимо проводить не реже чем 1 раз в 5 лет. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее 5 лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. Поэтому если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через 5 лет после завершения аттестации.

Оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27, ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Однако это не относится к рабочим местам:

- если профессии, должности, специальности сотрудников по ним включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости;

- если за работу на них физлицам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда;

- если на них по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Внеплановое проведение спецоценки

Предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Это:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение предписания трудового инспектора о проведении внеплановой СОУТ;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых ТМЦ, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных (опасных) производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное влиять на уровень воздействия вредных (опасных) производственных факторов на работников;

6) произошедший несчастный случай на производстве или выявленное профзаболевание, причины которого – воздействие на специалиста вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) предложение профсоюза о проведении внеплановой спецоценки.

Внеплановая СОУТ проводится в течение 6 месяцев после наступления этих случаев.

3. Порядок проведения спецоценки

Шаг 1 – создание комиссии и утверждение графика оценки

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении данного мероприятия.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии), а также штатный или сторонний специалист по охране труда.

Возглавить комиссию должен представитель работодателя или его руководитель. Также комиссия сама определяет график проведения спецоценки и до начала выполнения работ утверждает список рабочих мест, которые подлежат оценке.

Шаг 2 – исследование рабочих мест

В ходе СОУТ эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных (опасных) производственных факторов.

Рабочие места подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому присваивается класс условий труда. Всего таковых четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Вредные условия труда, в свою очередь, делятся на 4 подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

Рабочие места, на которых вредные и опасные факторы не выявлены, заносятся в специальную декларацию соответствия. Ее представляют в трудовую инспекцию.

Шаг 3 – составление отчета

По окончании спецоценки организация, проводящая СОУТ, составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них – перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, сводная ведомость СОУТ, заключение эксперта и иные документы.

Шаг 4 – ознакомление с отчетом

С отчетом работодатель должен письменно ознакомить каждого сотрудника в течение 30 дней с даты утверждения документа. А сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте организации (при его наличии).

4. Для чего необходимы результаты спецоценки

Результаты СОУТ используются для нескольких целей.

Во-первых, на основании нее определяют дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Из части 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа дифференцируется от 0 до 8 процентов.

Во-вторых, результаты оценки условий труда используются при заполнении формы-4 ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам на травматизм нужно установить для того или иного страхователя.

В-третьих, итоги оценки условий труда применяются для организации медосмотров, разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

5. Ответственность за непроведение СОУТ

Работодателя могут привлечь к административной ответственности, если он не провел спецоценку. Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены в ст. 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа на руководителя – от 1 до 5 тыс. рублей, на компанию – от 30 до 40 тыс. рублей либо приостановление деятельности до 90 суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки трудовые инспекции станут привлекать к ответственности согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ. По ней величина штрафа выше в 2 раза. То есть на руководителя – от 5 до 10 тыс. руб., на организацию – от 60 до 80 тыс. рублей.

При повторном нарушении размер санкции увеличится (на руководителя – от 30 до 40 тыс. рублей, на юридическое лицо – от 100 до 200 тыс. рублей). Причем руководителя в подобной ситуации вместо этого могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет, а деятельность учреждения приостановить до 90 суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ. Она предусматривает наказание от штрафа (до 400 тыс. рублей) до лишения свободы (на срок до 5 лет), в зависимости от тяжести прегрешения.

Как видно из вышеизложенного, меры наказания – весьма строгие. Поэтому работодателям обязанность по проведению СОУТ лучше не игнорировать.